Бабочки — одни из самых восхитительных живых существ, завараживающих нас своим бесшумным полетом и красотой крыльев. Бурный расцвет чешуекрылых связан с распространением на планете цветковых растений в середине мелового периода — около 100 млн лет назад и уже несколько тысячелетий бабочки будоражат воображение человека.
Бабочки рождаются, чтобы умереть, дав жизнь новому поколению. Большинство из них живет всего несколько дней, за исключением Монарха, который может жить до шести месяцев. За свою короткую жизнь самка бабочки может отложить более 1000 яиц. Символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.
Бабочка считается символом Великой Богини (Великой Матери, Magna Mater). Образ Великой Богини восходит к древнейшим временам истории человечества, к палеолиту. Это верховное божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и смерть. С Великой Богиней ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых, представлявших богиню, и была бабочка. Отсюда поверья о том, что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают войну (например, римляне называли бабочку feralis — «свирепая»), что бабочки — это души умерших. Кроме того, во многих культурах бабочка символизирует преходящий характер радости. Древние римляне считали, что бабочки — это цветы, которые сорвал ветер.
Для понимания религиозно-мифологической символики бабочки наиболее важен тот факт, что она появляется на свет весной из куколки, в которую осенью превратилась гусеница. Куколка напоминает саван, окукливание гусеницы — смерть, а бабочка — душу, которая покидает мертвое тело и устремляется в райскую жизнь. Бабочки не едят и не пьют; они прекрасны, легки и заняты одной лишь любовью.
Изображения этих крылатых созданий оставили на фресках египтяне еще 3.5 тысячи лет назад, соотнося их стадии жизни с жизнью человеческой — от зарождения сознания до просветления, воскрешения души. Вполне возможно, что искусство мумификации трупов возникло из подражания действиям гусеницы, превращающейся в бабочку. Люди окружали бабочек легендами и мифами. Древние представления о них связаны с самыми главными для человека понятиями: жизнь и смерть, душа, любовь, счастье.
Психея (греч. «душа», «дыхание») — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки.Зевс, восхищенный силой ее любви к Амуру, навсегда освободил ее от смерти. Эльфы — духи воздуха, пришедшие к нам из скандинавской мифологии, изображались в виде маленьких человечков с крыльями бабочки.
В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме — к счастью: они символизируют все лучшее в жизни человека. Поэтому ритуальный «танец бабочек», выражающий радость жизни, традиционно открывает здесь торжественные шествия и праздники. Именно в древнеяпонской классике впервые описан обычай выпускать на свадьбе пару живых бабочек. В Японии это насекомое считают символом экстатической радости, женской суетливости и ремесла гейш; пара бабочек символизирует супружеское счастье.
В Китае до сих пор жених перед свадьбой дарит невесте живую или нефритовую бабочку — символ неизменной любви. В Китае это крылатое существо обозначает бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето.В Китае бабочка — эмблема развлечений и знак влюбленных. Китайское слово, обозначающее бабочку, омоним слова «слива», а также слова «семьдесят» — отсюда, возможно, происходит метафора, обозначающая красоту в преклонном возрасте. Изображенная со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту, с хризантемой — красоту в старости, с пером — долголетие.
В Бирме полагали, что «вин-лайк-пья», то есть душа-бабочка, вылетает из тела во время сна, встречается с душами-бабочками других людей и животных и возвращается, когда спящий проснется. Бирманским детям и поныне внушают, что нельзя внезапно будить человека, потому что «вин-лайк-пья» может не успеть вернуться и человек умрет.
Образ бабочки встречается в даосских притчах. Так философ Чжуан-цзы однажды во сне увидел себя бабочкой. Проснувшись, он не мог понять: Чжуан-цзы видел во сне, что он — бабочка, или бабочке теперь снится, что она — Чжуан-цзы? Другая история, рассказанная Чжуан-цзы, повествует о том как молодой ученый, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся в частные владения отставного судьи и, увидев его дочь,был настолько заворожен ее чарами, что решил упорно трудиться и попытаться получить ее в жены. В этом он преуспел и поднялся до высокого чина. Здесь бабочка — это знак супружеского счастья, можно сказать, китайский Купидон.
С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь к бабочке обратился Будда со своей проповедью. Бабочка, как эмблематическое изображение души, встречается в таких отдаленных друг от друга регионах, как Заир, Центральная Азия, Мексика, Новая Зеландия. В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви, «Принца цветов» Шочипильи. Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом колышащегося огня. Обрубленная каменными ножами (итцли) бабочка — это богиня судьбы Ицпапалотль, «Обсидиановая бабочка», ночной дух пламенеющих звезд и вместе с тем — символ душ женщин, умерших при родах.
Бабочки считались символами душ павших воинов у ацтеков, их приносили в жертву некоторым мексиканским божествам. Бабочка принадлежала к обитателям неба и управлялась богом дождя Тлалоком. Эту сферу царства мертвых ацтеки представляли райской. Для всех народов Центральной Америки бабочки символизировали богатый плодородный растительный мир. С ними обращались бережно, так как видели в них души мертвых, которые вновь возвращаются на землю. Удивительные превращения, которые происходят с бабочками в течение их развития, делали их символом метаморфозы. Первобытные люди видели в этом эквивалент перехода от жизни к смерти, то есть возрождение через другую форму бытия. По древней легенде ацтеков и индийцев — бабочки передают наши желания небесам, и если нашептать бабочке свое желание и затем выпустить ее, то оно непременно сбудется.
Бабочка — в народных представлениях насекомое, связанное с потусторонним миром, воплощение души. В разных районах России при виде бабочки или мотылька говорят: «Вот чья-то душка летает». Иногда их и называют душами или душечками. По поверью поляков, душа умирающего покидает тело в виде бабочки. Родопские болгары верят, что душа умершего в виде бабочки или мухи посещает родной дом на сороковой день после смерти. Представление о бабочке, как душе умершего, порождает поверье о ней как предвестнице смерти, а иногда и образе смерти. По поверью болгар, сербов и хорватов, душа ведьмы во время сна покидает ее тело в облике бабочки. Такая бабочка может по ночам душить спящих людей и сосать их кровь, как вампир.
В ряде случаев поверье о душе ведьмы в виде бабочки трансформируется в поверье о самой ведьме, принимающей облик бабочки, или в поверье о бабочке как слуге или помощнице ведьмы, выполняющей ее волю. У южных славян ночную бабочку часто называют «ведьмой». Сербы иногда специально мучают и увечат ночную бабочку, в которой видят обращенную ведьму, с тем, чтобы на утро опознать в ком-нибудь ведьму по ожогам и ранам на теле. Ночной бабочке, залетевшей в дом, подпаливают крылья и отпускают со словами: «Приди завтра, дам тебе соли». И если на следующий день кто-нибудь придет попросить соли, то его отождествляют с той злой душой, которая в виде бабочка прилетала в дом. Болгары верят, что ведьма напускает на скотину больших пестрых бабочек, которые садятся на коров или на овец, ползают по ним и отбирают у них молоко. На Юрьев день большая бабочка ведьмы магесница, летая по полям, способна отобрать и урожай жита (то же может сделать и сама ведьма), поэтому рано утром в этот день на ниве выжинают крест. Согласно поверью, большую черную бабочку, посылаемую ведьмой красть молоко у овец, ведьма выводит магическим способом из большого яйца.
У западных славян ночную бабочку соотносят с другим демоном — «морой» или «зморой », мучающей людей по ночам. По поверью поляков, облик ночной бабочки принимает «змора» — соседка в виде бабочки или комара в полночь проникает в дом сквозь оконные щели и, садясь на спящих, налегает на грудь, давит, душит их.
В Полесье считают, что если весной появится много красных или желтых бабочек, то будет сухое лето и много меда, а если белых — мокрое лето и обилие молока. В Моравии символика цвета бабочек иная: если увидишь весной первую бабочка белую, то умрешь в предстоящем году, а если красную — будешь жить (по другим поверьям, будут болеть глаза). В Болгарии верят, что у человека будет белое или красное лицо в зависимости от того, какого цвета будет первая увиденная им весной бабочка — белой или красной. Белорусы Витебской губернии гадали по полету первых весенних бабочек: чем выше они летают, тем выше вырастет лен.
У южных славян к бабочке обращаются с просьбой о дожде во время засухи, считая, что она «летает возле бога и просит о дожде».
У христиан и католиков бабочка часто изображается сидящей на руке младенца Христа, и является символом возрождения и воскрешения души.В католической иконографии бабочка в руках младенца-Христа символизирует идею воскресения. В христианстве стадии развития бабочки олицетворяют жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочка иногда изображается в руке младенца Христа, что символизирует возрождение и воскресение души. На картинах, изображающих жизнь в раю, крылья имеет душа, которую Творец помещает в тело Адама. Райский сад ассоциируется с обилием цветов и порхающих бабочек.
Пролистав несколько каталогов с картинами я смогла найти несколько библейских сюжетов с изображениями бабочек. Неизвестный мастер (ок.1410 г.) позднеготических мотивов в художественных центрах Рейнской области «Райский сад» — сцена происходит внутри цветущего сада окружённого стенами: цветы, плоды, бабочки и птицы имеют символический смысл, «описывая» добродетели Девы Марии.
Трепещущие крылья бабочек также символизировали солнечный жар, например, в кельтской традиции. В традиции ирландских и шотландских кельтов считалось, что душу только что умершего можно увидеть в облике бабочки, порхающей над трупом. В Ирландии это было знаком вечного блаженства новопреставленной души. В Шотландии летающая над умирающим золотая бабочка считалась очень доброй приметой (в смысле его благополучия после смерти).
Дальнейшее развитие эта идея получила в представлении о том, что все вообще бабочки — это души, запозднившиеся на земле, иные навсегда, иные в ожидании ухода в чистилище. Поэтому любая случайно встреченная бабочка может оказаться душой родича или друга, и ее ни в коем случае нельзя убивать или наносить ей какой-либо вред. В Ниддердейле и Девоншире бабочек считают душами детей, которые умерли некрещеными и потому не могут попасть в рай.
Та же связь этих насекомых со смертью и душой, которая в одних местах служит к их защите, в других заставляет людей бояться их и. преследовать. Встретить трех бабочек вместе — плохая примета, а одну, летающую в ночи, — и вовсе к смерти. Во многих уголках Великобритании считают необходимым убить первую встреченную в данном году бабочку, иначе год будет несчастным. В Глостершире говаривали, что если первая встреченная в это лето бабочка окажется белой, то весь год будешь есть белый хлеб — иными словами, будешь процветать и вкусно питаться. Если бабочка коричневая, то сможешь себе позволить только более скромный черный хлеб. В Уэстморленде белых бабочек раньше называли папскими; в день реставрации короля Карла II, 28 мая, стаи мальчишек гонялись за ними; пестрых же называли бабочками короля Георга — такие в этот день уничтожению не подлежали (по крайней мере, в принципе). В приграничных с Шотландией районах раньше охотились за красными бабочками, потому что считали, что это ведьмы.
Одна из первых красавиц своего времени, жена Наполеона Третьего Евгения, ввела в моду разведение бабочек в зимних садах, хотя салюты порхающих красавиц очень любили еще при дворе французского короля Людовика Четырнадцатого.
Татуировка бабочки милая и женственная без излишней сентиментальности. Бабочки всегда вдохновляют своим видом и радуют глаз, так же, как и иероглифы Древнего Египта несколько тысяч лет назад. Бабочки на татуировках могут иметь множество значений, это зависит от самого человека или культуры.
Ученые давали бабочкам имена богов, мифологических героев и известных людей: Парис, Аполлон, Махаон, Подалирий, Поликсена, Елена Троянская, Парусник Румянцева. Знаменитый швед Карл Линей, создатель первой научной систематики животных, относился к бабочкам по–особенному и считал, что они такие же яркие и прекрасные, как и герои мифов.
Например, Махаон в древнегреческой мифологии знаменитый врач, сын Асклепия и Эпионы, внук Аполлона, брат Гигиеи, Панакеи и Подалирия. Считался хирургом.
Первое упоминание о братьях Махаоне и Подалирии — героях и военачальниках и искусных врачевателях («славные оба врачи, Асклепия мудрые дети») — встречается в «Илиаде». Когда Менелай — «многославный царь» ахейцев был ранен, его брат царь Агамемнон повелел разыскать Махаона:
Сколько, Талфибий, возможно, скорей позови Махаона, —
Мужа, родитель которого — врач безупречный Асклепий,
Чтобы пришел осмотреть Менелая, любимца Ареса…
Тотчас, бессмертным подобный, вошел Махаон в середину
И попытался стрелу из атридова пояса вынуть;
Но заостренные зубья обратно ее не пускали.
Пояс узорный тогда расстегнул он, а после — передник
С медной повязкой, — немало над ней кузнецы потрудились.
Рану увидел тогда, нанесенную горькой стрелою,
Высосал кровь и со знаньем лекарствами рану посыпал,
Как дружелюбно родитель его был обучен Хироном.
Использованы картины Бориса Индрикова, Горбатенькой Т.Г., Никоновой Л., Шитиковой Е.В., Лебедевой Е.В.
Источник
Продолжение следует...
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →